Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 были изменены требования к структуре рабочей программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Если раньше она состояла из 8 пунктов и достигала больших объемов, то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить правильно рабочую программу реализации ФГОС ООО?
Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе включает в себя:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса.
- Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Планируемые результаты подразделяются на:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе основного общего образования вашей образовательной организации (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от условий реализации.
В метапредметных результатах описываются основные пункты, без расшифровки универсальных учебных действий.
Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника» применительно к конкретному учебному предмету.
Содержание учебного предмета
В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (дидактических единиц).
Содержание учебного курса составляется на уровень образования (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.
Тематическое планирование
Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме.
Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.
Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика |
Пояснительная записка
Опыт показал, что структуру рабочей программы по ФГОС целесообразно дополнить еще одним пунктом — пояснительной запиской. Это особенно важно в тех школах, где обучение ведется по нескольким УМК, где есть общеобразовательные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов и т.п.
В этом пункте расписываются нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа, с указанием ООП ООО и примерной программы. Указывается УМК, по которому будет реализовываться программа, перечисляются конкретные учебники по классам. Показывается место предмета в учебном плане, количество часов, отводимых на изучение предмета.