Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе

Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 были изменены требования к структуре рабочей программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Если раньше она состояла из 8 пунктов и достигала больших объемов, то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить правильно рабочую программу реализации ФГОС ООО?

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе включает в себя:

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе основного общего образования вашей образовательной организации (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от условий реализации.

В метапредметных результатах описываются основные пункты, без расшифровки универсальных учебных действий.

Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника» применительно к конкретному учебному предмету.

Содержание учебного предмета

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (дидактических единиц).

Содержание учебного курса составляется на уровень образования (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

Название темы Количество часов
общее теория практика

Пояснительная записка

Опыт показал, что структуру рабочей программы по ФГОС целесообразно дополнить еще одним пунктом — пояснительной запиской. Это особенно важно в тех школах, где обучение ведется по нескольким УМК, где есть общеобразовательные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов и т.п.

В этом пункте расписываются нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа, с указанием ООП ООО и примерной программы. Указывается УМК, по которому будет реализовываться программа, перечисляются конкретные учебники по классам. Показывается место предмета в учебном плане, количество часов, отводимых на изучение предмета.
 

Добавить комментарий